Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами

Актуальность. На сегодняшний день, в современном обществе, когда бурно развиваются новые технологии, вопрос формирования воображения у подрастающего поколения является наиболее актуальным. Социальные, научные, экономические и многие другие преображения в обществе создают потребность в необходимости формирования и обучения творчески активных личностей, которые станут обладать возможностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также адаптироваться к часто меняющимся условиям.
В соответствии с этим появляется существенная задача по формированию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, поскольку способность и умение создать что-то новое, а так же нестандартное мышление развивается у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. По этой причине необходимо уделять как можно больше внимания развитию у детей фантазии, речи, наблюдательности, а
также творческих и художественных способностей.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е процесс преобразующего отражения действительности.


Цель исследования: Изучить уровень сформированности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект «Планета оригами».

Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воображение».
2. Подобрать диагностический материал для определения уровня развития воображений детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Анализировать результатов исследования уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект «Планета оригами»

Методы и организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада «Сардана» МР «Нюрбинский район» села Малыкай, участвовали 9 детей старшего дошкольного возраста «Сулусчаан, 5 мальчиков и 4 девочек без клинических признаков расстройств познавательных процессов, сенсорных систем и эмоционально-личностной сферы (психически здоровые), воспитывающиеся в социально благополучных семьях, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Для выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, используются диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображений. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми и с интересом выполняются.
Приступая к работе по теме исследования для нас было важно выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития воображения нами были подобраны диагностики, предложенные авторами:
1. О.М.Дьяченко «Сочинение с рисунком»
2. Е.Е. Кравцова «Где чье место»
3. О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур»

Результаты исследования и их обсуждение:
В результате изучения научной литературы мы установили, что творчество позволяет значительно обогатить художественно-образное представление детей. Анализ литературы и научных исследований показывает большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена воображения, этим вопросом занимались многие ученые, такие как: Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова.
Воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты. Важнейшими составными частями процесса воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений.
Выявлен исходный уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, с помощью методики авторов О.М.Дьяченко «Сочинение с рисунком» Е.Е. Кравцова «Где чье место» О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур» По показателям уровня развития воображения детей. Разработан проект по использованию в образовательном процессе в старшей группе. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные
задачи решены.

Литература:

1. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002.              
2. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. 
3. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2005.              
4. Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.               
5. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002.  
6. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
7. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055. — URL:
https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 14.04.2023).